Религия

Мировые религии

Поморское литье: Неповторимые краски русской эмали из Выговской обители

Необъятные, богатырские просторы севера европейской территории нашей Родины, неизменно дарят радость общения с многообразным народным искусством, среди которого достойны восхищения произведения мелкой литейной пластики, украшенные эмалью.

Изображение Выговской обители (фрагмент настенного листа «Родословное древо Андрея и Семена Денисовых», начало XIX века)

Изображение Выговской обители (фрагмент настенного листа «Родословное древо Андрея и Семена Денисовых», начало XIX века)

Распространение литейной продукции охватывало громадную территорию Русского Севера, в которую входит теперешняя Карелия, север Архангельской области и Республика Коми.

В 1695 году беглецы из новгородских приделов основали старообрядческий монастырь в бассейне реки Выг, бывшей Олонецкой губернии, среди нехоженой тайги и болот.

Дом большака в Выговской пустыни.

Дом большака в Выговской пустыни.

Вскоре в монастыре возникло литейное производство.

«…понеже пустынножители прияша обычай… кресты медные лити с древних образцы…» — дошло до нас послание одного из основателей пустыни.

«…новгородец посадский человек Василий Евстратов… льет медные створы в лицах образов с племянником своим…» — писал очевидец. Свидетельство его дает повод полагать, что мастера работали небольшими артелями, в которых не было разделения труда; замысел художника находил естественное продолжение в мастерстве литейщика.

Выговские мастера любили изображать святых, почитаемых в новгородских землях. Здесь Парасквва Пятница, Флор и Лавр, Георгий и Никола Чудотворец. Часто для этого использовали излюбленную композиционную схему времен расцвета новгородского искусства; располагали персонажи стоящими в ряд, наделяя их чертами, взятыми из народной жизни.

Выговского мастера мало смущали пропорциональные несоответствия в фигурах персонажей. Его святые — это люди, взятые из реальной жизни, на внешний облик которых наложил отпечаток физический труд. Они коренасты, угловаты, но всегда простодушны и искренни.

Расцвет литейного производства приходится на тот период, когда настоятелем монастыря стал Андрей Денисов (1716—1730), получивший прекрасное по тем временам образование.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2019 Религия
Яндекс.Метрика