Религия

Мировые религии

Шаманизм как реликтовая форма практики

Шаманизм как реликтовая форма практики

Корни шаманизма уходят в далекое прошлое. Сначала шаманы считались поклонниками дьявола и идолопоклонниками. Позже их называли безумцами. Некоторые авторитеты, говоря о шаманских практиках, даже использовали термин «зрелище». Конечно, однако, это архаичные магические и религиозные практики, которые сегодня почти полностью перестают существовать.

Что такое шаманизм?

Шаманизм считается религиозным явлением родом из Сибири и Центральной Азии. Его также можно назвать исконной верой народов, населяющих эти районы. Подобные практики существуют также в Северной и Южной Америке и в других регионах мира. Концепция шаманизма, принятая в европейской культуре и общепринятом мышлении, происходит в основном из сибирского Тунгусского района, где она сформировалась на основе практики местных коренных народов. Следы очень приблизительной практики можно найти среди плохо развитых цивилизационных сообществ почти со всего мира. Одним из таких примеров является тип шамана из сельских районов Эквадора, который занимался народной медициной.

Слова «шаман» и «шаманизм» были впервые использованы в работе Мирчи Элиаде, румынского религиозного ученого и философа, под названием «Шаманизм». По его мнению, слово «шаманизм» происходит из России от слова «саман» из диалекта народов тунгусского района. Еще он выдвинул предположение, что эта фраза берет свое начало от палийского «самана», что означает индийского аскета, живущего в милостыне, который ушел из мира, чтобы исследовать природу реальности посредством использования йогических практик.

Шаман является посредником между миром людей и духов. По этой причине шаманские практики основаны на идее, что мир, в котором мы живем, содержит гораздо больше явлений и зависимостей, чем мы видим невооруженным глазом. Роль шамана состояла в том, чтобы взять на себя роль опекуна сообщества, быть его представителем и общаться с призраками от его имени.

Вышеприведенные идеи очень похожи на чуть более древнюю, почти архаичную концепцию анимизма (лат. Anima — дыхание, душа). Согласно анимизму, душа есть не только у человека, но и у животных, растений и даже неодушевленных предметов. Это позволяет общаться с миром, столь оживленным в концепции анимизма, что можно наблюдать в шаманских практиках.

К сожалению, шаманство в значительной степени вымерло под влиянием многочисленных процессов и вымирает по сей день. С его оригинальной традицией и практикой, теперь его можно найти только в кругах местных сообществ с низким уровнем развития цивилизации, которые составляют решающее меньшинство.

Факторы, вытесняющие шаманизм

В наши дни шаманизм встречается в основном в реликтовых формах. Это связано, в частности, с постепенной модернизацией мира, которая затрагивает самые отдаленные уголки земного шара. И человеческая цивилизация, и социальный менталитет сильно изменились. Простые народы жили в очень тесных отношениях с природой и были очень зависимы от нее. Чем больше человечество направлялось к контролю над природой (технологиями), тем меньше самого контакта с природой.

Человек стал все больше и больше вкладывать в рациональность, что противоречит идее шаманизма. Это правда, что верования и ритуалы не исчезли полностью, но в результате этой модернизации менталитет людей, практикующих шаманизм, изменился. Это привело к медленно, но верно утраченным ценностям, которые позволяли местным верованиям продолжаться.

Вера сотворена всем сообществом. Шаман без участия и открытости своих единоверцев не способен полностью выполнять свои функции. Социальные изменения также требуют, чтобы люди, которые заботятся об общем благе, а также о физическом и духовном здоровье, были забыты. Поэтому все реже встречаются группы людей, практикующих шаманские ритуалы. Люди просто не чувствуют необходимости их выполнять.

Хотя они не исчезли полностью, они являются бледным отражением того, что происходило в прошлом. Они выжили только потому, что старшее поколение привержено традициям и продолжает придерживаться принципов, которые они приобрели в прошлом, в то время как молодые люди больше не уделяют так много внимания шаманским обрядам.

Другим важным фактором, способствующим подавлению шаманизма, является просто господство культов, которое происходило на протяжении веков. Монотеистические и политеистические религии (в небольшой степени, потому что шаманизм и анимизм часто вмешивались в эти религии), из-за их агрессивного экспансионистского характера, привели к отрицанию этих шаманских верований. Во многих случаях произошла культурная синкретизация: поклонение призракам стало священным православием. Первоначальная шаманская традиция осталась не затронутой другими доминирующими религиями в основном среди племенного сообщества.

Шаманизм сейчас

В настоящее время оригинальные шаманские практики являются пережитком древних времен. Некоторые шаманские традиции были потеряны навсегда вместе с теми, кто их культивировал. Невозможно воспроизвести исходное сообщение без руководства. Однако неошаманизм зародился на остатках этих традиций, что можно рассматривать как попытку интерпретировать предположения и практики, присутствующие в первоначальном шаманизме.

Термин «неошаманизм» был впервые использован антропологом Пирсом Витебским в книге под названием «Шаман». Он заявляет, что новые шаманские движения, скрытые под рассматриваемым термином, представляют собой смесь культурного наследия, увлечения неевропейскими религиями, антропологией и различными формами самопомощи и самореализации. Новые движения меньше относятся к шаманизму как к религии. Он рассматривается скорее как один из способов восприятия мира, который также является методом решения проблем человечества.

Неошаманизм отличается от шаманизма еще и тем, что он не сильно связан с социальной ролью шамана, которая лежит в основе оригинальной традиции. В новой тенденции шаман, вместо лидера сообщества, становится самосовершенствующимся человеком, углубляясь в повседневные явления и отдельные медитации, нацеленные на изучение ответов на самые глубокие личные вопросы.

Последнее из наиболее важных различий между шаманизмом и неошаманизмом — это принадлежность. В шамане из бассейна Амазонки она внутренне переплетена с его даром и целью. Принадлежность городского шамана, с другой стороны, носит временный характер и очень зависит от многих факторов, таких как место проживания или цель его практики, которые, в свою очередь, связаны с темпом жизни современной городской агломерации.

Современные исследователи могут попытаться проанализировать содержание, оставленное в наследство многим путешественникам. Есть также научные статьи, написанные университетским окружением. У них есть определенная методология исследования, и поэтому они более ценны для современных ученых, занимающихся этой проблемой. Тем не менее стоит помнить, что не все доступные нам отношения имеют одинаковую научную ценность (те, что относятся к 19 веку, по большей части составляют отчеты и дневники, поэтому описание обрядов не содержит более глубокого анализа, объясняющего различные элементы ритуала). Тем не менее они важны, потому что они были подготовлены до социальных изменений, которые привели к исчезновению шаманских практик.

Также случается, что восстановление старых шаманских практик из данного региона просто невозможно. Часто местные верования смешивались с другой религией, которая, например, была навязана правящими слоями. Примером такой синкретизации может служить казахский шаман, который в своих ритуалах сочетал элементы религии ислама и шаманизма. Это довольно распространено в регионах, которые были оккупированы сильными исламистскими странами (например, Турцией). Хотя воспроизведение оригинальных верований неосуществимо, стоит изучить эти связи, потому что обычно одна из религий остается доминирующей по отношению к другой. Затем вы можете определить, какое из них оказывает большее влияние на население, проживающее в районах.

Чтобы хотя бы немного познакомиться с шаманскими практиками, можно также попытаться истолковать мексиканские методы, отслеживая их первоисточник или просто отказаться от эмпирических предположений и отправиться в путешествие, исследуя сибирские районы и контактируя с настоящей колыбелью шаманизма.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2019 Религия
Яндекс.Метрика