Религия

Мировые религии

Я и буддизм. За и против

Я и буддизм. За и против

В последнее время в современном обществе буддизм перешёл в разряд модных увлечений. Им увлекаются, его изучают, к нему тянутся. Причём буддизм уже давно вышел за пределы территории своего исторического распространения, где приверженность к нему можно объяснить просто верностью традициям.

Сегодня буддистом может вполне оказаться и американец, и швед, и житель России. Невольно возникает вопрос, а что же в нём такого привлекательного?

Конечно, свою роль могло сыграть и то, что большинство людей вообще падки на всё экзотичное, пришедшее из далёких стран. Определённое влияние мог оказать и своего рода стадный инстинкт. Но всего этого недостаточно, чтобы объяснить популярность буддизма.

Любопытно, что до сих пор не утихают споры, чем же он всё-таки является. Возможно это философская система, которая стала основой для религиозных практик? Или, наоборот, это религия, на базе которой развивается собственная философия?

Оставим этот вопрос, попытаемся вникнуть в основные доктрины буддизма. Основатель буддизма Гаутама пытался донести до людей достаточно простые истины. Начинал он с того, что весь мир есть страдание. В нём не может быть никакого счастья и радости. Все люди изначально несчастны. Мне лично сложно согласиться с таким утверждением, хотя порой, конечно, сложно не признать правоту буддизма в данном вопросе.

Будда в своих рассуждениях пошёл дальше, он попытался определить причину страданий. Главной причиной являются наши собственные желания. Мы постоянно стремимся что-то получить от жизни, мучаемся от невозможности этого добиться. Ну а в случае успеха, сразу же разочаровываемся в достигнутом и начинаем желать чего-нибудь ещё.

Опять же, надо признать, что буддизм очень тонко подмечает характерные черты человеческой психики.

Далее Будда предлагает вполне логичный путь для избавления от страданий. Нужно просто избавиться от всех желаний. Способствовать в этом может аскетизм, нужно отказаться от мясной пищи, спиртного, супружеской жизни.

Конечно, нам известны примеры знаменитых отшельников и аскетов, но могут ли все люди подняться до такой степени отречённости от всего земного? Мне кажется, что для большинства подобная практика станет всего лишь дополнительным страданием, ещё одним источником мучения в и без того нелёгкой жизни.

На мой взгляд, здесь присутствует ещё и своего рода логическая ошибка. Если мы решаем отказаться от желаний, то получается, что мы этого хотим. То есть, в любом случае, мы хотим хотя бы ничего не хотеть. То есть полный отказ от желаний принципиально невозможен.

Ну и, наконец, самое главное. А ради чего всё это? Для чего нужен отказ от желаний и аскетическая практика? Ведь и в том же христианстве есть понятие аскетизма, но там человека ждёт в награду загробное райское блаженство.

В буддизме же целью существования человека во всех его реинкарнациях должно стать достижение нирваны. Мне кажется, что большинство людей не понимают сути этого термина. Он ассоциируется у них с каким-то приятным состоянием, ощущением вечного блаженства. Но это не так. Под нирваной в буддизме понимается окончательное прекращение существования, обрыв цепочки реинкарнаций, растворение индивидуального «Я» во вселенной . То есть, на самом деле — это смерть. Причём не только телесная, но абсолютная. Буддизм крайне пессимистичен. Или терпеть страдания, или полностью исчезнуть.

На мой взгляд, это слишком уж парадоксально. Ставить целью жизни собственную смерть.

Кроме того, нужно посмотреть на буддизм и с исторической точки зрения. У нас принято сравнивать буддизм с более привычными для нашей страны исламом и христианством, причём не в пользу последних. Буддизм преподносится как религия мира и добра. Говоря же про христианство, всегда вспоминают Крестовые походы и инквизицию. Ислам ассоциируется с терроризмом.

Но эти сравнения не правомерны. Если мы говорим именно про историю религии, то не так уж трудно найти примеры, когда буддистские правители во имя своей религии творили не меньшие жестокости. Да, мы меньше об этом знаем, но эта информация не является секретной.

Если же говорить о содержании учения, то и в христианстве, и в исламе можно обнаружить немало наставлений о следовании добру, любви к ближним.

Но сравнивать учение с одной стороны и историческую практику с другой — нельзя.

Таким образом, мне кажется, что лично для меня буддизм не подходит ни в качестве религии, ни философской системы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2019 Религия
Яндекс.Метрика