Религия

Мировые религии

Распространение религий

Распространение религий

Сенсационный успех, которым пользовались идеи религиозной реформы в Центрально-Восточной Европе, существенным образом зависел от появления в различных обществах течений, чаще всего спонтанно зарождавшихся в «низах» общества; адепты этих движений, полные рвения, распространяли свои идеи «словом и делом». Таким образом, почва для Реформации была прекрасно подготовлена, на что часто не обращают внимания историки. В течение долгого времени исследователи указывали на уязвимое положение и кризис Церкви. Сегодня, однако, более вероятно то, что программы различных движений Реформации продолжали процесс христианизации, являясь началом подлинного очищения и углубления религии. Тем не менее, эти новые течения редко встречали поддержку государства. Габсбурги, с 1526 г. являвшиеся королями Чехии и Венгрии, все время оставались верны католицизму. Несмотря на то, что они учитывали волю своих подчиненных, сословий и автономных региональных органов власти, для них было особенно важно заботиться о католической церкви. В Венгрии приятие новых идей в локальных масштабах произошло благодаря упадку церковных структур, начавшемуся с 1526 г., и яростным битвам между претендентами на власть. В Польше и Великом княжестве Литовском Ягеллоны, правившие до 1572 г., оставались католиками, но длительная традиция сосуществования католиков и православных сделала правителей восприимчивыми, более открытыми к поиску новых решений и моделей совместного существования нескольких конфессий. Решение Альберта Гогенцоллерна, гроссмейстера тевтонских рыцарей, превратить Пруссию, до сего момента являвшуюся владением Ордена, в светское княжество, а также ввести новый церковный, лютеранский «ordo» на основе учения Мартина Лютера, представляет собой яркий пример вмешательства государства в религию.

Ситуация, сложившаяся в каждом из больших королевств Центрально-Восточной Европы или в каждой из ее стран, немного варьировалась. Тем не менее, можно смело утверждать, что к 1560 г. или 1570 г. протестантизм в этом регионе стал ведущей религиозной силой. Такое утверждение применимо почти для всех центрально европейских областей, объединенных под властью Габсбургов. В австрийских странах католическому большинству удалось удержать свои позиции лишь в нескольких регионах, тогда как в других областях господствовали лютеране; трое из четырех жителей Вены были протестантами. На территориях прежнего Венгерского королевства католическая церковь потерпела полный крах, как в «турецкой» части Венгрии, где турки более угрожали католикам, чем протестантам, так и в Трансильвании или королевской Венгрии. Не лучшим оказалось положение католической церкви в Хорватии. В странах Чешской короны католики были в меньшинстве как в Чехии, так и в Моравии. Силезия, в X V в. являвшаяся католической страной, в XVI в. перешла на сторону протестантизма, главным образом лютеранства: в 1580 г. на 100 или 150 католических силезских приходов приходилось более 1 200 протестантских. Помимо этого, лютеранство распространило свое влияние на Лужицы и большую часть чешских немцев. В Речи Посполитой протестантизм приняли магнаты, дворянство и городская элита; после 1550 г. создание национальной церкви в Польше превратилось в серьезную проблему. Приверженность крестьянских и городских масс к католицизму или православию оказала сильное влияние на развитие Реформации в Польше.

В Чехии утраквистская прогуситская церковь, без сомнения, представлявшая интересы половины чешского населения, по-прежнему сохраняла устойчивое положение, несмотря на усиливающиеся внутренние разногласия. Стремлением Габсбургов было укрепить в Чехии все еще существующую «католическую» тенденцию, но на практике более сильным воздействием обладал протестантизм, выражавший себя в форме новоутраквизма. Помимо этого, энергичность, сплоченность, а также интеллектуальную и нравственную силу, продемонстрировала в тот момент «Община Чешских братьев», или Церковь «чешских братьев». Оберегая свои традиционные самобытные постулаты, она в то же время вступила в осторожный диалог сначала с лютеранами, а затем с реформированной церковью, кальвинистами. Гонения со стороны Габсбургской династии, тюрьма, изгнание — все это выпало в первую очередь на долю членов «Общины Чешских братьев», которую Габсбурги считали центром оппозиции. В 1575 г. чешские сословия приняли в качестве обоснования национальной церкви, во многом отличающейся от церкви Рокицаны XV в., текст «Чешской конфессии», созданный совместными усилиями «Общины Чешских братьев», лютеран и новоутраквистов. В этой непростой для императора Рудольфа II обстановке, когда его место на троне желали занять его братья, чешским сословиям удалось добиться от него признания своих прав, которые были закреплены в «Грамоте величества» от 9 июля 1609 г. Согласно этому документу, никто не мог быть принужден исповедовать какую-либо религию против своей воли. Чешские сословия учредили комиссию из 330 «защитников», в которую входили крупные сеньоры, дворянство и городские представители, для того чтобы защитить права всех религий и разрешить возможные конфликты между сторонами.

В Венгрии протестантские идеи широко распространились в дворянской и бюргерской среде, однако все первые протестантские церкви смогли появиться лишь в Трансильвании. В середине XVI в. местный сейм официально признал «евангелическую» церковь наряду с римско-католической церковью. Различия между лютеранами и кальвинистами привели к тому, что в 1564 г. сейм утвердил право каждого прихода на собственный конфессиональный выбор. На самом деле, это решение было равносильно закреплению за кальвинистской церковью тех же прав, какими обладали другие конфессии. Однако гораздо важнее то, что эти права касались также четвертой, унитарной церкви, видевшей в Христе Богочеловека, — последователей этого течения называли антитринитариями или анабаптистами. В других странах Европы взгляды этой церкви не были приняты христианскими конфессиями. Итальянские мыслители Реформации второй половины XVI в., такие как экс-францисканец Франчишек Станкар (1501—1574) или Георгий Бландрата (1515—1588), способствовали тому, чтобы придать анабаптизму, популярному в Центральной Европе, антитринитарный догматический характер. В 1562—1563 гг. Бландрата обратил в унитаризм трансильванского князя Яноша Жигмонда, а вместе с ним и главу лютеранской (впоследствии реформированной) церкви, Ференца Давида. Лишь после этого сейм, несмотря на сильную оппозицию, признал унитарную церковь. Она стала последней в ряду официально принятых конфессий, ни одна из которых не отражала интересы румынского православного крестьянского населения или нехристианских религий (за исключением антитринитариев).

Реформированная церковь быстро заняла исключительную позицию в глазах венгерской знати Трансильвании. Лютеранская церковь стала популярна среди саксонцев, а унитари и нашли множество адептов в рядах секеев. В 1567 г. синод Дебрецена придал реформированной церкви прочную организационную основу. Помимо этого, на нем был принят «Второй гельветический символ веры», на который оказали сильное влияние идеи Генриха Буллингера, одного из великих последователей Кальвина. Теолога Петера Юхаса, епископа Дебрецена, несмотря на большое сходство с Буллингером, называли тогда «венгерским Кальвином». В королевской Венгрии кальвинизм стал религией венгерского дворянства, а лютеранство распространилось среди городских немцев и большого числа словаков. В Австрии экспансия протестантизма коснулась и славянского населения. Глубокое проникновение лютеранства в среду словенцев и хорватов (последние ощущали его влияние лишь короткий отрывок времени) обладало большим культурным значением. Выдающимся деятелем в этой сфере был словенский священник Примож Трубар, каноник собора Лайбаха (Любляны), которому местный сейм доверил в 1560 г. организацию лютеранской церкви. Организаторскую миссию Трубара, охватившую краткий промежуток времени, затмила его духовная деятельность, заключавшаяся в переводах религиозных текстов на язык местных жителей, что завоевало ему исключительное место в истории Словении.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2019 Религия
Яндекс.Метрика