Религия

Мировые религии

История религии в России

История религии в России

Сейчас, на территории РФ насчитывается более чем 70 религиозных конфессий. Конституция РФ допускает религиозные различные объединения, уравнивает их перед законом, но отделяет от государства. Любой гражданин, может сам выбирать веру исповедания, но может и не принимать, ни единой, будучи атеистом. Самая распространенная религия в России — православное христианство, затем идет ислам, буддизм и иудаизм. Большая часть населения России, является православными, некоторые принадлежат к группам и сектам, таким как молокане и старообрядцы. Поклонение богам земли, неба и преисподние — дохристианские верования, играют несущественную роль в духовной жизни страны.

Во все времена истории Российского Государства (с крещения Руси 10 века), церковь играла очень весомую роль. Синод, созданный Петром I в 1721 году, уравнял церковь с другими государственными институтами, но деятели церкви, всегда были в самом близком окружении царя. Православие всегда оставалось самой значительной религией, и способствовало правительству, путем морального давления на сознание и слабость граждан, чтобы те не противились власти царя.

Падение монархии стало нелегким временем для русской церкви. Временное правительство, ослабило контроль над церковью в 1917 году, и провозгласило лозунг о веротерпимости. Но в ноябре того же года, людям насильно навязывался атеизм, т. е. полный отказ от веры. В 1918 году, церковь отделили от государства, закрывали церковные организации, отбирая их имущество. Много церквей было разграблено, монастырей распущено. Затем в 1929 году, запретили любые собрания верующих, и обложили церковь налогами. Но все же перепись населения 1937 года, вырисовывает четкую картину, что половина, а именно 42, 2 миллиона человек оставались верующими.

Но к концу 1941 года давление на церковь значительно ослабло. Война объединила и верующих, и атеистов. Церковь как нельзя, более успешно показала свой патриотизм, собрав деньги на помощь раненным в войне и нужды обороны. Известная танковая колона имени Дмитрия Донского, была создана как раз на церковные средства. В 1943 году, правительство и церковь вышли на новый уровень отношений, который был выгоден власти, чтобы использовать веру людей, в целях патриотизма. Церковь тоже не была в убытке, было построено больше 100 монастырей, и количество храмов увеличилось в полтора раза. Но уже шесть лет спустя, и вплоть до 1990 года, был принят закон о свободе вероисповедания, и церковь обвиняли в мракобесии.

В 1991 году, после распада Советского Союза, церковь вновь заняла весомое и важное место, в жизни страны. Православная церковь способствовала защите прав русского населения, и населения новых государств СНГ. То же делала и старообрядческая церковь, и древнеправославная.

Католицизм, никогда не был государственной религией России.

Русская православная церковь, выступила против объединения с западной и восточной церквями, с центрами в Риме и Византии. Латинскому духовенству, было запрещено въезжать в страну в начале 17 века, но, несмотря на все, католики открыли иезуитские школы в Москве.

Сам Петр I, узаконил их пребывание, поставив под контроль Синода. Католицизм начал усиленно распространяться в начале 19 века, после того, как польские и белорусские земли присоединились к России. В Петербурге, даже был открыт дом иезуитского ордена, и римско-католическая духовная коллегия. В столице же, католики смогли полноправно действовать, только после Манифеста 17 октября, 1905 года, когда в Петербурге начали строить Кафедральный католический собор, и создали двенадцать епархий в западных губерниях.

Все католические приходы подвергались разграблению, священнослужители репрессиям, после 1917 года.

Встреча 1989 года, СССР с Ватиканом, где Горбачев и папа Иоан Павел II установили дипломатические отношения, легализовала ряд епархий. В 2018 году на территории Российской Федерации насчитывалось 268 католических организаций, где все священнослужители, за исключением 10%, были иностранцами.

Протестантизм, появился в России еще в 16 веке, а широкое распространение получил в конце 18, начале 19 века, в связи с прибытием из Германии, большого количества переселенцев, которые основали свои колонии на Украине, Северном Кавказе, на Поволжских землях, в Бессарабии и Крыму.

Евангелическая консистория в Петербурге, созданная в 1819 году, была преобразована в Евангелическо-лютеранскую церковь, у которой был свой Синод, и семь епархий.

В 1909 году, не учитывая Польшу, Финляндию и Прибалтику, в России было более одного миллиона протестантов. Их составляли свидетели Иеговы, мормоны, квакеры, адвентисты седьмого дня, методисты, кальвинисты, англиканцы, баптисты и евангельские христиане. Сейчас очень мало людей, состоит в этих сектах.

Ислам стоит на втором месте, по распространенности в России.

Основная часть мусульман, приходится на европейскую часть России, Северный Кавказ, Приуралья, Поволжья, некоторых районов Сибири. В основном это татары и башкиры — сунниты ханафитского толка ислама (мазхаба). Народы северного Кавказа, придерживаются шафиитского мазхаба суннизма, также он распространен в Чечне и Дагестане. Приверженцы Ислама, появились в 7-8 веках, когда расширялся Арабский Халифат. С Северного Кавказа и по Волге, ислам получил широкое распространение, став государственной религией народов Приуралья и Сибири, Казанского и Астраханского ханств, Золотой Орды. Центром Ислама была Казань.

Переход из мусульманской веры в православие, всегда поощряло правительство. В начале 20 века насчитывалось 20 миллионов человек, в мусульманских общинах. После 1917 года, мусульманская религия стала автономной, а в 1920 году подверглась многочисленным репрессиям, вследствие атеизации населения.

В 1943 году появилось Духовное управление мусульман средней Азии и Казахстана, но постоянные гонения, привели к движению ваххабитов в 1990 году. Ваххабиты призывали к очищению ислама, и хотели создать отдельную исламскую территорию, которая бы была независимой от России.

Координационный центр мусульман Северного Кавказа, который был создан в 1998 году, объединил больше 2 тысяч общин ислама. А в 1999 году, был принят закон, запрещающий ваххабитскую и другую экстремистскую деятельность на территории Дагестана.

В 2000 году этот закон распространился и на Чечню, но и по сей день, такие группировки нелегально существуют, благодаря зарубежным средствам.

В 2018 году около 5 тысяч общин и 3467 мусульманских организаций, существуют в России в Дагестане, Тюменской, Оренбургской, Челябинской, Ульяновской, Самарской областях, и на Северном Кавказе.

Первые свидетельства об иудеях, относятся ко времени захвата Хазарского каганата. На Руси практически не действовали иудейские общины, но некоторые последователи- крещеные евреи, в 17-18 веках предположительно занимали высокие посты. В 1776 году, они получили право на исповедание своей веры, и на собственность.

В 1791 году, указ Екатерины II, определил Белоруссию и Новороссию, как черту оседлости евреев.

Иудейские общины возникли в крупных городах к 19 веку. Российское правительство предлагало им принять христианство, и как вознаграждение, принявшие его, получали списание недоимок, и освобождение от податей. Вторая половина 19 века, ознаменовалась допущением в суд, адвокатуру и государственную службу, лиц проповедующих иудаизм. Около 5, 2 миллиона иудеев проживало в России в 20 веке. В 1917 году, ограничение их деятельности, были отменены Временным правительством.

Синагоги были закрыты, а раввинов арестовывали в период советской власти. В годы Великой Отечественной войны, синагоги вновь были открыты, но отказ Израиля, от присоединения к социалистическому лагерю, повлекло антииудаизм.

Антииудаизм начал исчезать после 1964, и в 1990 году, Всесоюзный совет религиозных еврейских общин, бал образован в России.

Современная Россия признает иудаизм. Он является одной, из четырех традиционных религий. В 2002 году «Основы социальной концепции иудаизма в России», были разработаны конгрессом религиозных еврейских организаций, и в 2018 году, насчитывается около 200 общин, современного и ортодоксального иудаизма.

Буддизм начал распространяться в России, в 17 веке, когда скотоводческие племена калмыков и бурят, пришли в низовья Волги, из Забайкалья и Джунгарии. Тувинцы также были буддистами.

Ко второй половине 18 века, многие исповедовавшие буддизм калмыки, вернулись обратно, а оставшаяся часть, поселилась вдоль рек Кумы, Терека и Урала. Их церковь подчинялась государству. А у бурят, насчитывалось около семнадцати «ламских капищ» и 150 лам, численность которых в 19 веке, увеличилась к 285. Литература, ввозимая из Китая и Тибета, яро пропагандировала буддизм. Влияние буддизма возросло, после того как Тува с 4 тысячами лам, и 22 монастырями, была присоединена к России.

После 1917 года, настали тяжелые времена для буддийского духовенства, оно подвергалось гонениям, разграблениям и лишалось прав на землю. Ценности буддистов передавались музеям.

Но патриотическое выступление буддистов во времена Великой Отечественной войны, привело к тому, что в 1940 году, было создано «Центральное духовное управление буддистов». В Ленинграде, Туве и Калмыкии, вновь появились буддийские общины, а ламы были выпущены из тюрем.

218 буддийских организаций, насчитываются на территории России в январе 2019 года. В Туве действует Управление Камбу-ламы, а в Калмыкии — Объединение буддистов Калмыкии. Буддийская медицина, пропагандируется печатными изданиями.

В настоящий момент, на территории Российской федерации распространены религиозные доктрины, носящие синкретический характер — кришнаиты, мормоны, сайентологи и виссарионовцы. Всего от 250 до 600 последователей, объединившихся, где то в 100 организациях. Закон о свободе совести и религиозных объединениях, принятый в 1997 году, делает действия буддистов, абсолютно легальными.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2019 Религия
Яндекс.Метрика