Религия

Мировые религии

Буддийская культура Тибета в духовном пространстве ойратов

Буддийская культура Тибета в духовном пространстве ойратов

В настоящее время Юг России представляет собой поликультурное пространство, где на протяжении долгого времени сосуществуют народы с своими уникальными национальными культурами, в основе которых наряду с другими факторами лежат и особенности религиозного сознания. Современными учеными отмечается важность исследования этих особенностей для построения конструктивного межнационального и межкультурного диалога с целью обеспечения безопасности, базирующейся на равенстве, взаимоуважении и взаимопонимании. В число народов южного макрорегиона России входят и калмыки, исповедующие буддизм с тех времен, когда они назывались ойратами. Различные аспекты данной проблематики изучаются в рамках исторических, этнологических, философских, правоведческих, филологических,

фольклористических, искусствоведческих исследований. Однако, современными исследователями отмечается необходимость междисциплинарного подхода в философско-религиоведческом анализе такой особой формы практики буддийского учения, которая была воспринята ойратами в XVII веке, как тибетский буддизм. Крайне важным является обоснование элементов буддийского учения с точки зрения самой буддийской традиции и ее носителей – тибетских учителей. Важно внести ясность в разграничение понятий «буддийская философия» и «буддийская культура», что позволит дополнить исследования религиозного сознания ойратов, а в некоторых случаях прояснить те несоответствия теории и практики, которые дают повод говорить о «калмыцком буддизме». На наш взгляд, необходимо учитывать, что ойраты никак не трансформировали и не дополнили само учение Будды, но лишь особым способом его реализовали на практике в соответствии с их ментальностью.

Исследованию буддийской культуры как базиса буддийской цивилизации посвящены работы С.Ю. Лепехова, который выделяет такие аспекты жизни восточного социума, как государственная политика, экономика, быт, и связывает их с базовыми категориями буддийской философии. В этом контексте М.С. Уланов и В.Н. Бадмаев выделяют тибето-буддийскую цивилизацию, к которой относят и культуры монголоязычных народов. Тибето-буддийская цивилизация основана на преобладании тантрической формы буддизма с ее обширным пантеоном и многоуровневыми магическими практиками, связанными с психотехническими приемами работы над сознанием личности. Также тибетская буддийская культура включает в себя разнообразные формы практики учения в рамках различных традиций: ньингма, сакья, кагью, гелуг. Отличительные особенности традиции гелуг, доминирующей в тибетской и монголоязычной среде, и стали основой буддийской культуры ойратов.

При этом анализ духовной культуры ойратов показывает, что почти все стороны их жизни были пронизаны буддийскими идеями. Матералы фольклора, от эпоса «Джангар» до бытовых пословиц и поговорок, указывают на преобладание буддийских представлений о мироздании, этике (в частности, учение о карме) и магической практике. Кроме того, существование таких особых форм магических заклинаний как «тарни», являющихся важной составляющей духовной культуры ойратов, нельзя назвать самобытным феноменом. Если учитывать, что «тарни» детерминируются как буддийские тантрические тексты «дхарани», то правомерным будет связать появление данного типа обрядовой поэзии ойратов с проникновением буддийской культуры Тибета, главной особенностью которой является тантризм. Говоря об ойратской иконографии, следует признать, что формирование национальной традиции произошло на основе рецепции тибетского буддийского искусства.

Важнейшую роль в жизни ойратского общества играло и буддийское духовенство, обучавшееся в тибетских монастырях, как транслятор буддийских этических ценностей через трактовку канонических сочинений и комментаторских работ тибетских учителей. При этом буддийские монахи имели настолько высокий статус, что могли оказывать непосредственное влияние на социально-политические процессы в ойратских ханствах. В этой связи мы согласны с А.Н. Овшиновым, который определяет буддийскую культуру как «абсолют нравственных ценностей» и связывает с ней развитие этнической идентичности.

Буддийское учение определенным образом повлияло и на место женщин в среде монголоязычных народов. К.А. Наднеева приходит к выводу, что буддийское понимание роли женщины, а особенно матери, дополняет традиционный женский образ, наполняет его осмысленностью и религиозной значимостью. Несмотря на строгие предписания, женщины пользовались определенной свободой, были полноправными хозяйками дома. Из числа огромного тибетского буддийского пантеона большим почитанием среди ойратов пользовались женские божества Долма (Ноган Дярк) и Палден Лхамо (Окон Тенгри). Эти буддийские ипостаси некогда приняли обет достичь просветления в женском обличии, тем самым доказывая духовный потенциал каждой женщины.

Таким образом, краткий анализ элементов тибетской буддийской культуры в духовном пространстве ойратов показал, что рецепция буддизма в качестве идеологической основы бытия привела к формированию буддийской культуры ойратов, ставшей базисом этнической идентичности и национальной духовной культуры их потомков, калмыков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2019 Религия
Яндекс.Метрика