Религия

Мировые религии

Габсбурги и католики

Габсбурги и католики

Шестидесятые годы XVI в., ознаменовавшиеся стремительным расцветом протестантизма в Центрально-Восточной Европе, в то же время были периодом консолидации католических сил, отправной точкой длительных действий, порой приводивших к ощутимым результатам. В 1563 г. завершился Тридентский собор, четко очертивший границы католической ортодоксии и сделавший упор на том, что отличало католицизм от протестантских конфессий. Католики были не единственными, кто заботился о своей самобытности. Время мирных споров, ожиданий и надежд закончилось. Они были сильны среди общественной элиты Центрально-Восточной Европы положили конец. Самой насущной проблемой оказалось создание собственной церкви. В эту задачу, прежде всего, входила работа по религиозному воспитанию верующих, укрепление в прихожанах сознания их принадлежности к религиозному сообществу и реальное применение принципов веры в повседневной жизни. Несмотря на конфликты между конфессиями, на препятствия, чинимые с обеих сторон, и различные формы принуждения и подавления, этот подход заключал в себе важные для европейских обществ общие начала. Чтобы закончить, скажем, что во всех обществах, охваченных движением Реформации, без сомнения, происходило явно выраженное усиление христианизации в самых широких социальных масштабах. Просветительные идеи и методы работы легко переходили от одних течений к другим, и католики немало почерпнули из передовых позиций протестантизма.

В католической церкви выразителями реформаторских идей были иезуиты, воплотившие в жизнь новое, привлекательное для новых поколений духовное учение. В их коллегиях обучали детей, принадлежавших к любым сословиям и конфессиям. Помимо этого, коллегии являлись миссионерскими центрами, осуществлявшими свое влияние на обширнейшие окрестные районы. Время прихода иезуитов стало для всех стран решающим этапом в возрождении католицизма. Ранее всех иезуитский орден приняли Габсбурги, пригласив его представителей в 1562 г. в Вену, затем в Прагу (1556 г.), а еще чуть позднее в Оломоуц.

В Польше они обосновались по инициативе епископа Вармии кардинала Станислава Гозия, являвшегося в середине XVI в. главным сторонником возрождения католической церкви и восстановления ее влияния. В 1564 г. иезуиты устроились в Бранево, в Вармии и стремительно организовали сеть постов в ключевых регионах Речи Посполитой. Значительную роль в начальный период католического контрнаступления играли также позиция и образ действий правителей. Несмотря на осмотрительность и необходимость учитывать мнение сословий, Габсбурги принципиально действовали решительным образом. В 1561 г. Фердинанд I добился восстановления архиепископства Праги, бездействовавшего в течение полутора веков. На сейме 1564 г. мудрый польский король Сигизмунд-Август и Сенат официально приняли декреты Тридентского собора; столь четкое определение позиции сыграло свою роль в будущем. Решение короля и Сената не помешало польским епископам долгое время не признавать декретов Тридентского собора, с которыми они согласились лишь несколько лет спустя. В Вене, подле императора, и в Кракове, подле польского короля, находились резиденции папских нунциев, такова была твердая позиция папства по отношению ко всем некатоликам, что вызывало порой дополнительные трудности.

Восстановление позиций католической церкви в странах Габсбургов и в польско-литовской Речи Посполитой было в корне различным. Иным было исходное положение: так, кризис католической церкви в Чехии, Венгрии или в других, австрийских странах, несомненно, был более сильным, порой доходившим до такой степени, что мы вправе говорить о крахе католицизма. Иной была стратегия правящей династии и тактика пожизненно избранных правителей, которые должны были согласовывать свои решения с Сенатом и палатой депутатов от трехпартийного сейма, обладавшего высшими полномочиями в стране.

Несмотря на благосклонное отношение к католической церкви и на конкретную помощь, оказанную ей польскими королями и великими князьями Великого княжества Литовского, определяющую роль в этом отношении играла позиция знати, доминирующей силы в государстве. В большинстве своем дворянство было католическим или православным, однако наиболее активная элита знатного общества в пятидесятые-шестидесятые годы была охвачена новыми идеями. В 1572 г. конфессиональный состав Сената, то есть собрания высоких сановников польского, литовского и русинского происхождения, был следующим: 36 протестантов, 25 из которых были русинами, рожденными в православии;25 католиков, 15 из которых были епископами; 8 православных. Наибольшей популярностью протестантизм пользовался у элиты магнатов и дворянства, независимо от их происхождения или религии. К семидесятым годам его влияние стало заметно уменьшаться, тогда как движение «возвращения к католицизму» все больше набирало силу. Позиция православной церкви значительно ослабла в силу того, что проповедники, отошедшие от своей традиции, часто высказывались за католицизм. Причины рекатолизации были, разумеется, различными; сегодня они по-прежнему остаются малоизученными, однако усиливавшаяся в те времена привлекательность католического возрождения остается неопровержимым фактом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2019 Религия
Яндекс.Метрика