Религия

Мировые религии

Католическая и православная церковь

Католическая и православная церковь

Православная церковная провинция Киева была в XVI в. и в демографическом, и в территориальном отношении самой большой восточной церковью в лоне западного христианства. Черты кризиса, охватившего ее систему, становились все более заметными, поскольку эта церковь столкнулась с могущественным течением, потрясшим сами основы христианства. Слабая подготовка священников, которые в основном шли по стопам своих отцов, организационный беспорядок, зависимость от светской власти, затруднения правового характера в отношениях с римско-католической церковью — все это становилось более и более очевидным в ходе жарких споров о религии и Церкви. Помимо других тем, обсуждавшихся в середине XVI в., затрагивался ли в обществе вопрос о признании полной легитимности православной церкви? Ответ на этот вопрос можно найти в трудах Станислава Ожеховского, одного из самых известных и ярких деятелей Речи Посполитой. Появившись на свет в семье дворянина и дочери православного священника, Ожеховский, ставший каноником Пшемысля, в 1551 г. женился, после чего безустанно боролся, как в Риме, так и в Триденте (Тренто), за полную легализацию своего брака в католической церкви. Помимо отмены целибата, его главным требованием было введение причащения под обоими видами, столь важного для восточного христианства. С тем же рвением и усердием, проявленными им в борьбе с протестантизмом, Ожеховский пытался примирить католицизм и православие. В то время множество крупных православных сеньоров обратились в протестантскую веру. В конце века возникла новая проблема, заключавшаяся в экспансии католицизма и популярности иезуитов, что создавало для христиан, придерживавшихся восточной традиции, угрозу, нависшую над основами их самобытности. Иезуиты стали призывать к традиции объединения с Римом, подчеркивая ее актуальность.

К концу XVI в. тенденции, носившие ярко выраженный реформационный характер, зародились в лоне восточной церкви Речи Посполитой. Течение конгре-гационалистов, важнейшие центры которого находились во Львове и Вильнюсе, объединяло в братства мирян, бюргеров и знать. Движение было нацелено на проведение основательных реформ под властью Константинопольской патриархии, а также требовало уравнения в правах православных и католиков. Крупный русинский магнат Константин Васильевич Острожский (1517—1608) сумел основать в своих волынских владениях академию, открытую славянскому, греческому и, что важно, латинскому влиянию. Как Ожеховский, так и Острожский учитывал возможность унии с католиками.

Гораздо больших успехов добилось движение епископальной реформы, зародившееся в 1590 г. в кругах епископов восточной церкви. Реформа была направлена на объединение позиции церкви и ее иерархии. Опасения духовенства в отношении Константинопольской патриархии были вызваны ее зависимостью от турецкой политики, однако новая, Московская патриархия внушала не меньшее беспокойство: по мнению епископов, она вполне могла оказаться «рупором» русской политики, нацеленной на русинские регионы Речи Посполитой. Епископы стремились ограничить право своих собственных правителей, то есть короля Польши и великого князя Литвы, назначения на епископальный престол. По их задумке, епископский синод должен был представить на свой выбор четырех кандидатов. После выборов новый епископ должен быть незамедлительно посвящен в сан, не дожидаясь подтверждения со стороны папы римского. В список их требований входило также обретение полной власти над школами, типографиями и братствами в своих диоцезах. Наконец, они настойчиво требовали допустить своих представителей в Сенат Речи Посполитой, что уравняло бы их в правах с членами римско-католической церкви. Их церковь сохранила бы свою языковую автономию, причащение под обоими видами и браки священников.

Несмотря на открытое неприятие подобной программы как братствами, так и князем Острожским, все эти требования стали исходной точкой переговоров. Об унии двух церквей сначала было объявлено в Риме, 31 декабря 1593 г., а затем в Бресте (Брест-Литовске) осенью 1596 г., во время синода, созванного митрополитом. В ответ на это оппозиционные силы собрали свой синод и наложили на унию категорическое вето. Однако король Сигизмунд III утвердил Брестскую унию. Государство признало униатство единственным представителем восточной церкви, однако при этом были выполнены отнюдь не все требования униатских епископов: так, они не получили желаемого места в Сенате. В перспективе это стало своего рода признанием, особенно в глазах общества, второразрядного характера униатской церкви в сравнении с латинской церковью.

В действительности, глубокий раскол в отношениях двух церквей возникли с самого начала. Епископы Львова и Пшемысля откололись от общего епископского фронта; влияние столь могущественного сеньора, как Константин Острожский в Речи Посполитой, оказывало тяжелое давление. Монастыри и братства высказывались против унии. В общих чертах, со временем оппозиция стала более сильной на юге, в украинских регионах, чем на севере, в Белоруссии. Особое значение в тех краях приобрела поддержка казаков, оказанная православию. Таким образом, в пылу борьбы, яростной полемики, тяжелейших затруднений на свет появились две разные восточные церкви. Православная церковь желала, прежде всего, иметь собственную иерархию. Ее желание сбылось в 1620 г., но не получило официального утверждения. Последнее произошло в период между 1632 г. и 1635 г., во время утверждения на троне Владислава IV Вазы, решившего урегулировать отношения между религиями и церквами Речи Посполитой.

Положение униатской церкви стабилизировалось под руководством мудрого организатора, митрополита Вельямина Рутского (1614—1637). Делом его рук была реформа монашеского уклада жизни и создание, по образцу западной традиции, «Ордена устава Святого Василия» (этот святой был хорошо известенв восточной традиции). Отныне вся церковная организация зиждилась на близких митрополиту базилианах (василианах), которые основали для этой церкви епископскую школу. Базилиане представляли своего рода элиту духовенства, глубоко образованную в духовном и интеллектуальном плане и соблюдавшую целибат, как монахи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2019 Религия
Яндекс.Метрика