Религия

Мировые религии

Церковь и наука. Им не по пути

Церковь и наука. Им не по пути

В один из дней 1967 года в здании суда штата Арканзас царило необычайное оживление. Толпились любопытствующие, сновали по коридорам вездесущие газетчики, щелкали затворами фотоаппаратов репортеры. Не так-то просто удивить богатую всевозможными сенсациями Америку. Но на сей раз слушалось действительно сенсационное дело. Ведь перед судом предстал сам Чарлз Роберт Дарвин, основоположник эволюционной теории, которая открыла людям путь к решению вековых загадок происхождения живых организмов. А обвинителями выступали религиозное мракобесие, невежество, фанатизм.

Подсудимого не было в зале. Он окончил земной путь в конце XIX столетия, оставив истории свое имя, а людям — великое учение. И все-таки суд состоялся. Строгие судьи в мантиях внимательно выслушали все «за» и «против» и после бурных дебатов вынесли приговор, поразивший мир. Чарльз Дарвин навсегда изгонялся из штата Арканзас, его учение объявлялось запретным, а имя заносилось в черный описок нежелательных иностранцев, которым нет места в Соединенных Штатах.

Такой суд действительно был. А все началось с того, что преподавательница биологии одной из школ американского города Литл-Рок Сюзи Эпперсон подверглась нападкам фанатиков за то, что посмела преподавать дарвинизм, безбожное учение, опровергающее религиозный миф о сотворении человека. Но законами некоторых штатов США, в том числе штата Арканзас, преподавание дарвинизма категорически запрещено, ибо это учение противоречит «священному» писанию — Библии. И когда молодая учительница, вопреки запрету, стала излагать учение Дарвина, мракобесы подняли голову. Ее преследовали.. Но Сюзи Эпперсон не сдавалась. Она отправила в Верховный суд штата заявление с требованием пересмотреть варварский закон, изданный четыре десятилетия назад.

Суд продолжался долго. И наконец было вынесено решение, подтвердившее правомерность закона о запрещении преподавания дарвинизма в школах. Дарвин был изгнан из штата Арканзас. И хотя некоторое время спустя прогрессивная общественность Америки все-таки добилась того, что Верховный суд США признал неконституционным закон, запрещающий преподавание дарвинизма в штате Арканзас, это не может Чем крепче становился человек на ноги, тем меньше он чувствовал себя рабом божьим, находящимся во власти неведомых сверхъестественных сил.

Провозглашая вечность и неизменность несправедливых общественных порядков, социального неравенства, эксплуатации человека человеком, служители христианства преграждали людям путь к познанию законов общественного развития. Им было выгодно держать массы в темноте.

Церковники стремились любой ценой остановить наступление науки. Если не помогали увещевания и угрозы, они прибегали к силе, преследовали мыслителей, пытавшихся изучать мир таким, каков он есть, не полагаясь на те «истины», которые настойчиво внушала религия. Подстрекаемые церковниками, невежественные фанатики предавали огню труды ученых, уничтожали библиотеки и обсерватории, громили типографии. Церковь устраивала позорные судилища над передовыми мыслителями, обвиняя их в сношениях с дьяволом.

Можно ли все это вычеркнуть из истории? Можно ли забыть об этом, слушая современных религиозных проповедников, заявляющих о «вечном союзе» науки и религии, о «тесном сотрудничестве» веры и знания?

На совести церкви трагические судьбы многих мыслителей, пытавшихся проникнуть в тайники мироздания, познать законы, управляющие Вселенной, противопоставить разумное постижение природы слепой вере. Но разум как раз и был злейшим врагом религии. «Разум — первая потаскуха дьявола», — заявлял христианский реформатор Мартин Лютер. «Человеческому разуму подобает смириться, признать свою чудовищную ограниченность и не пытаться ставить себя выше божественного слова», — вторил ему пастор Эйрих.

Однако разум не желал смиряться. Никакие преследования, никакие пытки не могли преградить человечеству путь к знанию.

Поразительные перемены произошли в жизни за сравнительно короткий исторический срок. Священник в салоне комфортабельного современного самолета, использующий современный смартфон… Да можно ли было еще недавно представить такое! Ведь не в столь отдаленные времена его собратья по вере именовали самолет «дьявольским изобретением», ученых — чернокнижниками, а науку — блудницей, совращающей верующих людей. Было время, когда огнем и пытками они пытались преградить путь научному знанию. Но все было тщетно. Знание пробило себе дорогу, несмотря на все препятствия. И с каждым его могучим шагом религия сдавала позиции одну за другой.

Не зная прошлого, нельзя понять настоящего. Эта старая истина сохраняет свое значение для всех поколений. О прошлом нельзя забывать теперь, когда церковь настойчиво ищет пути к примирению с наукой. В наше время, в эпоху величайших взлетов научной мысли, стало просто невозможно отрицать очевидное, препятствовать развитию знания.

И уже никого не удивляет, что церковнослужители провозглашают, будто научное знание отнюдь не противоречит религиозной вере, что столкновения науки и религии в прошлом — результат печальных недоразумений. Именно с таким утверждением выступил несколько лет назад один из представителей РПЦ, заявив, что положение о несовместимости науки и религии можно отнести лишь к религии времен суда над Бруно и Галилеем.

Подобные высказывания направлены на то, чтобы убедить людей, что религия не противоречит науке, ибо они занимаются разными проблемами. Более того, богословие стремится приписать самой науке божественнее происхождение. Один из видных проповедников русской православной церкви не так давно писал, что к проявлению сотворенной богом души «можно отнести науку, искусство, культуру».

Но, объявляя «сосуществование» науки и религии, церковники при любом случае стремятся принизить научное знание, поставить ему определенные границы, подчеркнуть, что оно не может по значимости сравниться с религиозной верой. «Истины веры», по их словам, неизмеримо выше истин науки. Из пропагандистского арсенала церкви вытаскиваются на свет утверждения одного из виднейших католических теологов прошлого — Фомы Аквинского, который заявлял, что «наука не должна противоречить религии, но при этом она настолько же ниже религии, насколько человеческий разум ниже божественного». Эти слова довольно часто повторяют в наши дни защитники религии. Слова, произнесенные в XIII столетии.

Нет, не «печальным недоразумением» объясняется извечная борьба науки и религии. Борьба церкви против ученых, передовых мыслителей прошлого была обусловлена непримиримой противоположностью научного знания и религиозной веры, стремлением служителей церкви остановить натиск знания на «истины» религии.

Миф о непротиворечивости науки и религии, об их единстве и гармонии, особенно активно пропагандируемый церковниками в наше время, — результат тех величественных достижений науки, которыми ознаменована современность, именно они явились причиной изменения тактики церкви. Но религия не стала иной.

Она не стала и не могла стать «союзницей» науки. Не утихла и борьба науки и религии. Изменились лишь ее формы. И в этой продолжающейся борьбе веры и знания люди не вправе забывать о прошлом. Вся история науки, ее трудного восхождения на высочайшие вершины знания звучит обвинением церкви, пытавшейся остановить ее победное шествие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2019 Религия
Яндекс.Метрика