Религия

Мировые религии

Вера в судьбу

Вера в судьбу

Судьба в представлении суеверного человека — это воля высшего существа, бога или иных сверхъестественных сил, которая будто бы предопределяет все, что происходит в жизни людей.

Люди, верящие в судьбу, считают, что все совершающееся в их жизни будто бы заранее предопределено волей высшего существа или предшествующим ходом событий и что никакое противодействие, никакие меры со стороны человека изменить это предопределение не могут.

«От судьбы не уйдёшь”, «Против рока не пойдёшь», «Чему быть, того не миновать», — говорит суеверный человек, верящий в судьбу, как в нечто неизбежное, неотвратимое.

Все эти изречения выражают собой пассивное отношение человека к окружающей его действительности, неверие в свои силы, отказ от борьбы и оправдывают всякое насилие и любую несправедливость, ибо все совершается якобы по воле неотвратимой судьбы.

С точки зрения суеверного человека, верящего в судьбу, как в нечто неизбежное, человек — это своего рода кукла, которую какая-то таинственная сила дёргает за нитку и заставляет действовать, думать и решать только строго определённым образом. Так как он в своих поступках не свободен, распоряжаться собой не может, ибо всецело зависит от воли этой силы, от судьбы.

Если, скажем, на проходившего по тротуару человека с верха дома упал кирпич и причинил боль или даже смерть, то, с точки зрения суеверного человека, это произошло неспроста, а было заранее предопределено «судьбой».

Суеверные люди всегда находят «загадочные» случаи или происшествия, особенно связанные с теми или иными внешними совпадениями, в которых они видят «проявление судьбы», в то время как эти происшествия вызываются не только необходимыми внутренними условиями и связями, а и случайностями, которые суеверный человек игнорирует, не замечает.

То, что кирпич упал с верха дома, было необходимостью, так как он от времени, от сырости или какой-либо иной естественной причины развалился и должен был обязательно упасть. Но то, что он упал не на пустой тротуар, а на проходившего по ней в этот момент человека, было случайностью, ибо этого совпадения могло и не быть.

Случайность является одной из форм проявления связи и взаимозависимости явлений. Понятие случайности соотносительно с понятием необходимости, суеверный же человек не видит связи между случайностью и необходимостью, более того, он отрицает случайность, как объективную категорию. Отрицание же случайности и возведение её в степень необходимости, которая проявляется при всех обстоятельствах, приводит суеверного человека к вере в судьбу, к фатализму, то есть к вере в рок (фатализм происходит от слова фатум, что значит рок, неизбежное).

В самом деле, если признаётся только одна абсолютная необходимость, которая всегда и при всех обстоятельствах проявляется, то это и есть вера в судьбу.

Необходимость и случайность, между тем, существуют субъективно, причём и та и другая причинно обусловлены. Под необходимостью наука понимает объективную, то есть не зависящую от человека закономерную связь развития явлений, которая обязательно вытекает из внутренней связи предшествующих явлений. Под случайностью же наука понимает то, что не вытекает неизбежно из закономерного хода данного процесса. Например, из семени, упавшем на благоприятную почву, вырастает растение. Но случившийся град погубил его. Что растение выросло – это необходимость, а погубивший его град – это случайность. Случайность – это то чего может и не случится.

Суеверные же люди, основываясь на религиозном учении или на неправильном понимании законов и явлений природы, игнорируют случайность, рассматривают всякое явление только как абсолютно необходимое, неизбежное. При таком рассмотрении всего окружающего человек лишен свободы, воли и всегда зависит от «судьбы». Правда, есть религии (например, католическая), которые допускают в той или иной степени свободу воли человека, ибо в противном случае все грехи пришлось бы тогда отнести за счёт бога (ведь, он все предопределяет), но эти религии здесь, как и в целом ряде других случаев, вступают в неразрешимое противоречие.

Действительно, с одной стороны, «без бога ни до порога»,- значит, всё от бога, а, с другой стороны, надо допустить, хотя бы в известных пределах, и свободу воли человека, в противном случае все грехи будут божьим предопределением. Но религия этого допустить, разумеется, не может, она не признаёт ответственности бога за грехи людей и вынуждена, поэтому допустить существование противника бога – сатаны, от которого якобы и исходит всё зло.

Но спрашивается, если бог всеведущ, всемогущ, каким его обычно считают верующие, то зачем же в таком случае он допускает существование сатаны, своего противника? Религиозные люди в этом случае говорят, что бог допускает это с целью испытать людей, узнать, кто праведник и кто грешник. Но разве это неизвестно богу, если он всеведущ?

Здесь явная нелепость, неустранимое противоречие, ими полны все религиозные учения. Такой же нелепостью является и вера в судьбу, взгляд на судьбу, как на какую-то мистическую необходимость.

Судьбы, как чего-то предопределённого, нет и быть не может. Если мы в своей обычной речи часто произносим это слово, то вкладываем в него совершенно другое значение, чем суеверные люди. Судьба в нашем понимании — это стечение обстоятельств, и ничего другого она собой не представляет.

Верить в судьбу — это значит верить в мистику и таким образом быть заведомо суеверным человеком.

Вера в судьбу не только неправильна, но и вредна, ибо она обезволивает человека, держит его в напрасном страхе перед неизвестным и создаёт неверие в науку.

Вера в судьбу, как и всякое иное суеверие, нужна и выгодна только эксплуататорским классам, которые без суеверий существовать не могут. Чем больше люди верят в судьбу, как в нечто неизбежное, чем больше они находятся во власти мнимых сверхъестественных сил, тем легче держать их в своём подчинении.

Наука решительно отвергает суеверное представление о судьбе, как ложное вредное представление, на чем бы оно ни основывалось, на вере в сверхъестественные силы или на неправильном понимании явлений природы и законов общественного развития.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2019 Религия
Яндекс.Метрика