Религия

Мировые религии

Нехватка верующих

Нехватка верующих

Острой проблемой католической церкви была крайняя нехватка католического духовенства. В 1626 г. в Пражском архидиоцезе лишь в 350 приходах из 1 000 были кюре. В 1632 г. требовалось основать и оборудовать 1 700 храмов. Оломоуцкий диоцез в Моравии в 1635 г. насчитывал лишь 257 кюре на 635 приходов. В первый период рекатолизации местному духовенству помогали польские и немецкие священники. Среди монашеских орденов укрепили свои позиции иезуиты, но еще более капуцины. В 1622 г. иезуиты получили Карлов университет в Праге и объединили его с собственным высшим образовательным учреждением «Clementinum». С этого момента иезуитская провинция Чехии насчитывала 246 членов. В 1688 г. в нее входили уже 925 человек, почти все из них были родом из стран Чешской короны, а не иностранцы, как в первые годы существования Ордена. Интенсивная миссионерская деятельность поначалу, в первые десятилетия, наталкивалась на сопротивление, нередко сопровождавшееся военным вмешательством. Понемногу ситуация стабилизировалась. Известно, что в 1650 г. с новым положением вещей еще не смирилась треть населения Чехии. Впоследствии продолжали существовать лишь небольшие группы еретиков, остававшихся за пределами социальной жизни. Ведущая роль государства и его политики наложила сильный отпечаток на весь процесс рекатолизации. Кюре превратились в государственных служащих, а сложившееся положение было полностью противоположно тому, что происходило в тот момент в Польше и Литве.

Политика, примененная в странах Чешской короны, была успешно продолжена в австрийских странах: в XVII в. на их территории католическим стало подавляющее большинство населения. В Венгрии, в которой, по условиям Венского мира 1606 г., была разрешена свобода вероисповедания, сложилась крайне непростая ситуация. В начале XVII в. положение католиков в Венгрии было очень непрочным. После того, как турки заняли Эстергомское епископство, епископы переместили резиденцию в Надьсомбат (Трнава). Первые шаги в проведении католической реформы были предприняты архиепископом Миклошем Олахом (1553—1568), который опирался на иезуитов, но не достиг серьезных результатов. К 1610 г. разделенная Венгрия в целом насчитывала приблизительно 2 000 протестантских пасторов на 300 католических священников. По самым крайним, но, возможно, преувеличенным оценкам, католики составляли лишь 10% общего населения. «Полномасштабная» Контрреформация в Венгрии была начата архиепископом Петером Пазманем (1570—1637). Выходец из знатной протестантской семьи, обращенный в католицизм в иезуитском коллегиуме и сам ставший иезуитом, Пазмань в 1616 г. занял место архиепископа Форгача, советником которого он был с 1607 г. Выдающийся писатель, талантливый проповедник и пламенный патриот, Петер Пазмань сумел привлечь на свою сторону венгерское дворянство. Об этом красноречиво свидетельствуют статистические данные, дающие представление о религиозных убеждениях нескольких десятков больших семейств королевской Венгрии. В 1576 г. только три из них оставались католическими, тогда как в 1622 г. на 40 протестантских семей приходилось 44 католических. В середине XVII в. количество протестантских семейств сократилось до четырех. Добровольное обращение аристократических семейств в католическую веру, бесспорно, оказало огромное влияние на религиозные изменения. В сеньориальных доменах, как кажется, привычными были принудительные меры, нередко приводившие к конфликтам. Известно, что после смерти Петера Пазманя, наступившей в 1637 г., протестанты составляли всего лишь треть венгерского населения. Однако важно то, что им удалось удержать свои позиции и, с поддержкой соседней Трансильвании, продолжать распространение своего учения. Это отличает Венгрию от других стран, управляемых Габсбургами. Самым жестоким репрессивным мерам протестанты подверглись после 1671 г., в то время династия стремилась любой ценой сделать Венгрию зависимой от интересов Габсбургов. Закрытыми оказались 900 храмов, сотни пасторов были казнены, изгнаны из страны или приговорены к каторжным работам. В ответ на это большая часть венгерской нации восстала против венского двора и его сторонников (партии).

Особое место в реформаторской деятельности Пазманя, как и во всей католической реформе, было отведено духовенству и его формированию. Бесспорно, архиепископу ближе всех были иезуиты, способные расширять свое влияние и сферу действий. Их университет в Надьсомбате (Трнаве), созданный в 1633 г., обязан своим появлением прежде всего Петеру Пазманю. 23 университета, существовавшие с самого начала, превратились к 1637 г. в 136, претворявших в жизнь все виды деятельности Ордена. Наряду с иезуитами активно работали францисканцы и паулины. Большим достижением архиепископа стала основная реформа личного подбора епископов, а также реформы в области стиля работы епископов и диоцезов. Следует также обратить внимание на важный вопрос о католическом влиянии в Трансильвании и на территориях, занятых турками. В этих областях иезуиты основали сеть небольших миссионерских резиденций, пытаясь продвинуться в восточные земли, Молдавию и Валахию, и в южные пределы, вплоть до Белграда и Стамбула. На венгерских территориях, находившихся под турецким контролем, стараниями иезуитов появились «лиценциаты» (plebanus licentiatus), проповедники или учителя катехизиса, — это были миряне, уполномоченные выполнять пасторские функции там, где не было священников: им было позволено крестить, проповедовать, вести божественные службы и т. д. В своих «приходах» они занимали высокую социальную позицию. Двадцать девять из этих «лиценциатов» принимали участие в соборе в Надьсомбате, которым в 1629 г. руководил Пазмань.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2019 Религия
Яндекс.Метрика