Религия

Мировые религии

Столкновение религий в Чехии и Моравии

Столкновение религий в Чехии и Моравии

Немецкое духовенство и латинская литургия взяли верх не только в Моравии, но и в соседней Чехии. Сыновья Буривоя Спитигнев и Вратислав вошли в союз с немецким, королем Арнульфом в 846 г. и одновременно с тем признали Чехию под церковною властью регенсбургского епископа, который, разумеется, стал назначать в Чехию немецких священников, строить церкви и вводит богослужение по западному образцу. В силу буллы папы Стефана от 900 г. князья Спитигнев и Вратислав стали оказывать немецкому духовенству всяческое содействие и преследовать славянский язык и восточный обряд в богослужении. Но пока была жива их мать св. Людмила, насаждение Мефодия еще крепко держалось в стране. Она передала свои симпатии к славянскому богослужению и внуку своему, св. Вацлаву, которого воспитывала. Сам Вацлав по политическим соображениям держался римского обряда и даже вводил в стране римские учреждения, но он не преследовал славянского богослужения, которое продолжало существовать в Чехии рядом с римским. Впрочем, рано или поздно славянский обряд должен был исчезнуть в Чехии. Он держался против воли самих духовных лиц, которые совершали богослужения по-славянски и по восточному чину лишь в угоду своей паствы, к нему привыкшей. Славянскому обряду недоставало поддержки от духовенства, которое ставилось немецким епископом и нередко из немецкого персонала. Чтобы славянское богослужение могло прочно установиться в стране, необходимо было, чтобы отправляли его люди, получившие посвящение от руки епископа, к нему расположенного и его исповедующего. А такого епископа со времени смерти Мефодия как раз и недоставало для Чехии и соседней с ней Моравии. Правда, в 978 г. папа Иоанн XIII поставил для Чехии самостоятельного епископа, независимого от регенсбургского епископа, но на эту должность на первых порах попадали большею частью либо немцы, либо чехи, учившиеся у немцев и проникшиеся симпатиями к Западной римской церкви. Таков был, например, известный епископ св. Войтех, или Адальберт из рода Славников, злицких воевод, учившийся в Магдебурге. Принявший инвеституру из рук императора Оттона 2 и посвященный в епископа Пражского в Майнце, Войтех приложил все старания на распространение латинского языка в чешском богослужении. Он же основал первый мужской бенедиктинский монастырь недалеко от Праги, причем контингент монахов вывезли в него прямо из Рима. Благодаря всему этому Чешская церковь устроилась, в конце концов по западному образцу и в зависимости от Западной церкви. Пражский епископ стал получать инвеституру от немецкого короля, считавшего Чехию своим леном с 928 г., а посвящение из рук немецкого архиепископа-примаса. В Чехии появились учреждения Западной римской церкви: мужские и женские монастыри бенедиктинского ордена, соборные капитулы (древнейшая при церкви Св. Георгия в Праге) с пробстом или архипресвитером во главе, деканом, схоластиком, канониками; установлена была церковная десятина, появились большие имения у епископа, капитул и монастырей. Славянский язык и восточный обряд мало-помалу исчезли из богослужения и в виде исключения удержались только в одном бедном монастырьке Св. Прокопия нар. Сазаве, основанном в начале XI в. Так как в состав епархии пражского епископа на первых порах вошла и Моравия с Паннонией, то и в этих странах должно было произойти то же самое, что в Чехии. Чехия стала рассадником римского христианства и в других, соседних с нею странах. Тот же св. Войтех во время объезда своей епархия (в конце Х в.) прибыл по приглашению Саролты, жены венгерского короля Гейзы, в Гран и крестил Гейзу, который получил имя Стефан. Отсюда св. Войтех ездил в Малую Польшу к краковякам и насаждал среди них христианскую веру.

Итак, дело Ростислава и св. Мефодия рушилось, национальная Западнославянская церковь не создалась. Дело это могло бы наладиться лишь в том случае, если бы Чехо-моравская церковь вошла в тесное общение с восточной, греческою, церковью и разорвала свои связи с Западною, римскою. Но этого как раз и не случилось. Венгры клином врезались между западными славянами, Византией и южными славянами и прервали сношения между ними. Но без этих сношений молодой Чехо-моравской церкви невозможно было остаться национальною: только с юга могла она получить епископов и наставников в новой вере в том роде, в каком были св. Мефодий и его ученики. За невозможностью черпать свои жизненные силы с юга Чехо-моравская церковь поневоле должна была примкнуть к Римской, которая и поспешила ее обезличить. В 1080 г. папа Григорий VII отказал князю Братиславу в просьбе разрешить славянское богослужение, желанное для его подданных. Чешская церковь в Х и XI вв. имела известное общение с Русскою, восточнославянскою церковью, вследствие чего св. Людмила и св. Вацлав призваны были святыми на Руси (им составлены были жития и каноны); а свв. Борис и Глеб признаны были святыми в Чехии (в честь их был выстроен придел в Сазавском монастыре). Но это общение в общем было все-таки слабое, и оно не могло побороть влияния Западной, римской, церкви. В конце концов Чехо-моравская церковь организовалась по образцу Римской церкви и в ее недрах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2019 Религия
Яндекс.Метрика